02.05.2023
Без маркетинга шансов выжить у стартапа практически нет. За первый год умирает 70% молодых компаний, потому что они не могут найти свой Product/Market fit (свести подходящий продукт с подходящей аудиторией). Часто и бюджета на маркетинг нет, а вся маркетинговая команда состоит только из CMO. В статье рассказываю, как стартапу развиваться без бюджета.
Данная статья - текстовая выжимка из выпуска подкаста с Юлией Демьянчук руководителем отдела маркетинга ИТ-компании EveryTag. Полную версию интервью вы можете послушать в Youtube или Яндекс.Музыке.
В бюджете стартапа есть следующие направления:
1. Разработка
2. ФОТ
3. Маркетинг (обычно до 30%)
4. Операционные расходы (юристы, бухгалтера)
С ростом компании процент бюджета, выделяемый на продвижение снижается. У крупных компаний он достигает 6-7%.
Бесплатные must-have инструменты, которые может сделать маркетолог:
1. Создать сайт продукта. На начальном этапе вполне подойдут конструкторы сайтов вроде Tilda
2. Провести SEO-оптимизацию созданного сайта. В большинстве случаев стартапы запускаются в узкой нише, даже если планируют расширяться на массовую целевую аудиторию. Конкуренция в SEO в узких нишах небольшая
3. Гостевые посты. Классический метод продвижения личных блогов и проектов из начала 00-х, который отлично работает и сейчас.
Варианты получения инвестиций:
1. Бизнес-ангелы
Идеальный вариант, когда инвестором становится один из пользователей продукта. Чем заметнее вы сделаете маркетинг на начальном этапе, тем больше пользователей продукта и выше вероятность, что среди них окажется инвестор.
2. Венчурные фонды
Чтобы получить от них инвестиции необходимо показать traction (трекшн) - динамику роста от месяца к месяцу. Чем эффективнее вы используете маркетинговый бюджет, тем больше шансов вырваться из замкнутого круга “чтобы показать трекшн, нужен бюджет на маркетинг, а чтобы был бюджет на маркетинг - нужно показать трекшн). На этом этапе могут помочь акселераторы (как российские, так и иностранные).
Чтобы попасть в самые крупные акселераторы, нужно показывать уникальность своего продукта. Делать это - ответственность маркетолога. На начальном этапе он является правой рукой основателя.
Ограничения стимулируют маркетолога придумывать необычные подходы, использовать growth-маркетинг (искать хаки, которые помогут максимально быстро вырасти). Он должен агрегировать информацию от продукт-овнера, разработки, рынка, подрядчиков, и использовать ее для поиска точек роста.
Список площадок для размещения информации о российских и зарубежных стартапах
1. “Трибуна” на vc.ru. Отлично подходит для российских стартапов
2. Product Hunt (http://producthunt.com) - тут можно презентовать свой продукт на аудторию и твоя задача - за 24 часа получить определенное количество голосов, что позволит тебе занять топовую позицию рейтинга и высокую вероятность получить упоминания в СМИ. Эта площадка для международных стартапов.
3. Indie Hackers. Сейчас заблокирован РКН, подходит для международных проектов.
4. Hacker News (https://news.ycombinator.com/) - “желтые страницы” с новостями. Хорошо привлекает трафик.
5. Startup School (https://startupschool.org/) - комьюнити и курсы для основателей, где можно получить обратную связь о своем проекте
Полную версию интервью вы можете послушать в Youtube или Яндекс.Музыке.
Если вам понравилась статья и вам актуальна полезная информация по маркетингу, подписывайтесь на мой Telegram-канал, в котором я даю выжимки выпусков подкаста “Системный маркетинг”, а также актуальную информацию по продвижению бизнеса в интернете.
Канал Александра Глушкова, B2B-маркетолога с 10-летним стажем. На канале Александр делится опытом по продвижению компаний, лайфхаками, подходом к разработки стратегии маркетинга.
О компании
B2B маркетинговое агентство «Лидология»
Контакты
О компании
B2B маркетинговое агентство «Лидология»
Ссылки
© 2024 Лидология
ИП Глушков Александр Андреевич (ИНН 772864204711)